Не детская доля

Материнский капитал, призванный увеличить шансы семей с детьми на улучшение жилищных условий и получение качественного образования, все чаще становится предметом спекуляций, а то и мошеннических операций.
Уральские юристы пришли к выводу: "обналичить" материнский капитал при покупке недвижимости сегодня можно совершенно безнаказанно. При этом права ребенка не защищены.
Для начала история из коллекции юридической консультации. Около полугода назад туда обратилась мать двоих детей. В свое время, получив право на материнский капитал, она воспользовалась помощью государства и купила жилье. Однако квартира женщину чем-то не устроила, и она ее продала, чтобы приобрести другую. Но наличные деньги как-то быстро "растворились", и семья оказалась на улице. Тогда женщина решила обратиться в прокуратуру, которая помогла бы признать продажу квартиры, купленной с участием материнского капитала, недействительной. Основание для этого есть: по закону № 256-ФЗ она была обязана наделить детей долей собственности в приобретенном жилье. Если бы мать сделала все как положено, продать впоследствии "детскую долю" было бы крайне сложно. Однако и в этом случае, несмотря на нарушения, проданную часть квартиры вполне могут вернуть.
Этот пример - настоящий рецепт того, как лишить покоя не только свою семью, но и нового владельца жилья. Только представьте: вы купили квартиру, а через месяц выясняется, что при продаже не были учтены права детей предыдущего хозяина. Один из главных кошмаров покупателя "вторички".
На фонарных столбах и остановках общественного транспорта в Екатеринбурге все чаще появляется реклама: "Материнский капитал наличными". Одно из таких объявлений заинтересовало корреспондента "РГ". Правда, оно немного отличалось от большинства и звучало так: "Маткапитал наличными на сделку". Позвонив по телефону, мы выяснили, что риелторы готовы обналичить материнский капитал в случае реальной покупки недвижимости. Услуга заключается в том, что если по закону распорядиться деньгами можно лишь через два месяца, после получения соответствующего разрешения в Пенсионном фонде, то здесь вам предлагают схему, позволяющую не ждать так долго, - провернуть сделку обещают максимум за два дня. Заплатить за срочность придется 60 тысяч - шестую часть от нынешнего размера материнского капитала. Актуальность услуги в агентстве объяснили тем, что продавцы жилья не всегда готовы ждать положенный по закону срок. Для реализации схемы требуется оформить в банке кредит, например, ипотечный.
При этом женщина-агент так прониклась стремлением беседующего с нею инкогнито корреспондента получить материнский капитал наличными, что предложила помочь с покупкой квартиры у родственников - чтобы они просто вернули те триста тысяч, на которые была завышена цена.
По словам юристов, при совершении такой сделки легко шагнуть за грань закона, хотя кредитование "под материнский капитал" само по себе преступлением не является. А схемы обналичивания есть и попроще.
- Самая несложная, хотя и затратная схема - просто купить недвижимость с использованием материнского капитала, а потом продать ее, - поясняет член Ассоциации юристов России адвокат Евгений Андрейчик. - Также нередко пользуются покупкой дешевой недвижимости - типа ветхого домика в деревне - по завышенной цене, предварительно договорившись с продавцом о возврате излишка.
В общем, если между сторонами есть доверие - поле для фантазии очень широко. Отсутствие такого доверия - это, пожалуй, главная причина того, что обналичка все-таки не становится массовым явлением.
В ПФР предупреждают: родители и посредники, участвующие в такого рода операциях, могут быть признаны мошенниками. Однако попасть под это обвинение можно с очень малой вероятностью. По словам юристов, судебная практика по делам, связанным с материнским капиталом, главным образом представляет собой протесты граждан или прокуратуры по поводу отказа ПФР в его выдаче. Как отметил Евгений Андрейчик, вся российская судебная практика насчитывает лишь около сотни гражданских дел по материнскому капиталу, причем десять из них приходятся на Свердловскую область. Часть выиграли родители, часть - Пенсионный фонд. А вот прецедентов возбуждения уголовных дел на Среднем Урале не было.
Ключевой вопрос, который необходимо решить для предотвращения махинаций с материнским капиталом, поднимает Уральская палата недвижимости:
- Средства материнского капитала можно использовать в качестве первоначального взноса для получения ипотечного кредита на покупку жилья. При этом банк выдает кредит только одному - единоличному - собственнику. Пенсионный фонд соглашается на такие сделки, только если предоставляется нотариальное обязательство покупателя наделить членов семьи правом собственности на долю в покупаемом жилом помещении, - после того, как оно перестанет быть банковским залогом. Но выполнение этого обязательства никак не отслеживается, и впоследствии возможна продажа жилья (в том числе из-под залога) без учета прав несовершеннолетних. В результате такая сделка может быть признана недействительной, - констатирует Рустем Галеев, исполнительный директор УПН.
Получается, бояться мошенникам практически нечего. И выявить такое нарушение можно только случайно. Риелторы, опасаясь за чистоту уральского рынка вторичного жилья, обратились в местное управление Росреестра.
- Нам ответили, что данная проблема может быть решена только на федеральном уровне, - рассказывает юрист УПН Людмила Плотникова. - В настоящий момент для внесения записи в единый государственный реестр регистратор тоже проверяет соблюдение прав третьих лиц, не участвующих в сделке, но только до внесения этой записи. После этого никакие экспертизы уже не предусмотрены. Последствия могут быть тяжелыми. Если родители, потратив материнский капитал, не наделили детей жильем, а потом решили развестись и разъехаться, "слабым звеном" в разделе имущества становятся именно дети. Второй раз для них квартиру с господдержкой не купишь. Рискуют и добросовестные приобретатели жилья. Ребенок в течение трех лет с момента совершеннолетия может подать в суд, если узнает, что его права на жилье были ущемлены, и претендовать на долю в квартире, проданной родителями. Срок подачи иска может быть и больше трех лет - если ребенок сумеет доказать, что не смог уложиться в срок из-за болезни или по другим значимым причинам. Важно понимть: родители могут купить хоть сто квартир. Но часть жилья, купленную с помощью материнского капитала, ребенку обеспечивает государство. Поэтому распоряжаться этими средствами по своему усмотрению, в том числе обналичивать и тратить на свои нужды, родители не вправе.
Юристы уточняют: это не значит, что жилье, купленное на средства материнского капитала, вообще нельзя продать. Просто нужно согласие органов опеки - гарантия того, что ребенок будет наделен долей собственности в новом жилом помещении. А для того, чтобы прекратить обналичку материнского капитала и защитить права детей, один из госорганов должен взять на себя функцию контроля.

По материалам  http://www.rg.ru/2011/09/29/reg-ural/kapital.html