Схемы обналички материнского капитала

По оценкам риэлторов, две трети семей, обладающих правом на получение материнского капитала, приходят в агентства с идеей его обналичить (это вместо того, чтобы использовать его по закону). Для этого существует ряд более или менее мошеннических схем, предлагаемых народу теми же риэлторами и ипотечными брокерами.

Казалось бы, совсем недавно президент ошарашил страну новостью о том, что за рождение второго и последующих детей россиянам будут платить четверть миллиона, и СМИ наперебой кинулись обсуждать, приведет ли введение материнского капитала к демографическому взрыву, или вымирание нации уже ничто не остановит. Юмористы всех мастей еще не отшутились на эту благодатную тему, как грянул кризис и дал новые темы для обсуждений, прогнозов и шуток. Одним словом, не успели мы опомниться, а дети, родившиеся после 1 января 2007 года, уже подросли и научились в большинстве своем ходить и говорить, а главное, достигли того возраста, когда их родители могут, наконец, получить за них деньги. Подросла и сумма материнского капитала, которая на настоящий момент составляет 343 тысячи с копейками.
Но как папы и мамы нежно пекутся о своих отпрысках, так и государство заботится о них самих. И родители под присмотром государства должны потратить материнский капитал только на те нужды, которые определены Федеральным законом № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Для тех, кто не знает, их всего три: улучшение жилищных условий семьи, образование детей, пополнение пенсионного счета матери. Но, как известно, в каждом из нас с самого раннего детства живет дух противоречия, и когда кто-то приказывает нам сделать что-то, руководствуясь наилучшими побуждениями и исключительно для нашего же блага, у нас тут же появляется непреодолимое желание сделать наоборот, а если не наоборот, то хотя бы не так… К чему этот дух может подтолкнуть русского человека в случае с материнским капиталом, догадаться не трудно: конечно же, попытаться обналичить его средства.

Схема № 1. Подставная недвижимость
Набрав номер первого попавшегося агентства недвижимости, я точно не знал, как обозначить свою проблему. Начал, что называется, заходить издалека… Риэлтор, послушав минуты три, остановил меня и рубанул вопросом: «Обналичить что ли хотите?» После того как я согласился, мне было предложено приехать и обсудить на месте возможные варианты, причем сразу посоветовали прихватить с собой все необходимые документы, чтобы не терять времени даром: паспорта родителей ребенка, его свидетельство о рождении и собственно сертификат на материнский капитал.
Я взял документы (дочке вот-вот исполнится 3 года) и поехал на встречу. Мельком глянув на них, риэлтор сразу предложила следующую схему. Агентство находит подставную квартиру или дом, она по документам приобретается на средства материнского капитала. Потом некая кредитная организация выплачивает мне 240 тысяч рублей. После того как Пенсионный фонд перечислит деньги продавцу, приобретенная недвижимость, возвращается обратно в его собственность. Как он там с кредитной организацией разберется – не мое дело. В заключение она, как мне показалось, воодушевленная моим простодушным видом, сказала, что услуги ее агентства будут стоить еще 20 тысяч, которые великодушно разрешила отдать после совершения сделки. И, что характерно, на слове «подставной» она даже голос не понижала, хотя за соседним столом ее коллега беседовала с клиентом.
Тогда я спросил, а как же быть с заявлением, которое должна написать в Пенсионный фонд моя жена, по которому она должна оформить приобретаемую на средства материнского капитала собственность на всех членов семьи. Риэлтор заверила меня, что эта бумажка – всего лишь формальность и что никто не будет проверять исполнение этого обязательства.
Как мне впоследствии неофициально сообщил источник в Пенсионном фонде, это действительно так: обязательство пишется, но ни на сам Пенсионный фонд, ни на органы опеки, ни на прокуратуру, ни на кого вообще не возложена функция контроля за его исполнением.

Схема № 2. Эй, родственник!
Заинтересовавшись тем, что же это за кредитные организации такие, которые деньги под материнский капитал дают, я решил поискать прямой выход на них (без риэлторского посредничества). Это оказалось не сложно. В Пенсионном фонде мне показали объявление, сорванное с доски у подъезда жилого дома, в котором было черным по белому написано: «обналичиваем материнский капитал». Это оказалось некое ипотечное агентство, в котором мне, даже не спрашивая документов, нарисовали следующий алгоритм действий. На какое-нибудь доверенное лицо с моей стороны, лучше всего на родственника, временно оформляется некая недвижимость, которую предоставляет агентство (термин «подставной» тут не произносился, но явно подразумевался). Я оформляю приобретение у него этой недвижимости за счет средств материнского капитала. Агентство выдает мне наличными 243 тысячи, с которыми я могу поступать так, как мне заблагорассудится. После поступления денег от Пенсионного фонда родственник отдает их агентству, а я по договору купли-продажи (уже без всяких денег) отдаю недвижимость лицу, которое укажет агентство.
Тогда я коварно поинтересовался, а что будет, если родственник после оформления недвижимости на него передумает мне ее продавать или потом отдавать деньги в агентство, или я, например, в свою очередь передумаю с ней расставаться… Меня успокоили тем, что все эти перемещения будут заранее гарантированы различными допсоглашениями и что я не первый тут такой умный…
Таким образом, избежав посредничества риэлторов, я сэкономил бы 20 тысяч. Но потратился бы на магарыч, который пришлось бы выставить «родственнику» за участие в этой сомнительной операции.

Схема № 3. Ипотечно-опечная
Еще в одном агентстве недвижимости мне предложили такой вариант. Агентство находит какую-нибудь недорогую недвижимость, тысяч за 270-280 (гостинку, например, или что-нибудь в области), затем помогает мне оформить на нее ипотеку (банк не колеблясь даст ссуду под фактически государственную гарантию). Затем это же агентство помогает мне реализовать эту недвижимость. Мало того, мы даже реально оформляем детей в собственники, а потом ребята из агентства помогают договориться с органами опеки, чтобы эту недвижимость продать без приобретения чего-то взамен. Когда я поинтересовался, как же это возможно, ответом мне было заговорщицкое подмигивание и совет «не грузиться» по этому пустяковому поводу…
За услуги агентство возьмет 80 тысяч. Поторговавшись, я сбил эту сумму до 70. Таким образом, 70 – агентству, 20 – банку, итого – 90. Пока самая выгодная схема…

Схема № 4. Самостоятельная
Явно уставший под вечер работник одной крупной риэлторской фирмы вообще не захотел заниматься «такими пустяками». Чтобы побыстрее избавиться от меня, он предложил проделать все самостоятельно. Тысяч за двадцать приобретается, опять же на родственника (без них никак), какая-нибудь халупа где-нибудь на границе с тридевятым царством, потом на нее оформляется материнский капитал и родственник тупо отдает мне деньги после их получения. Вот так, оказываются, умные люди делают. А избушку эту можно на детей оформить и голову насчет опеки не греть… В нее еще можно, к примеру, на рыбалку ездить.
Эта схема – явный рекордсмен нашего рейтинга – всего 20 тысяч, плюс затраты на оформление договора дарения, да еще и домик в деревне в виде бонуса.
После обзвона порядка 20 агентств я начал терять веру в людей. Меня везде уверяли, что помогут решить вопрос с обналичкой материнского капитала, а также порешают вопросы с опекой. Я ведь так и спрашивал: «обналичить», и это никого не смущало. Тогда я решил взяться за «китов» и позвонил в «МИЭЛЬ». После того как я озвучил свое преступное намерение, меня соединили с юристом, которая, к моему удивлению, стала единственной, кто отговаривал меня обманывать государство…
Все риэлторы — и честные, и нечестные — оказались солидарны в одном: основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при получении материнского капитала, – это бюрократия и волокита. В Пнсионном фонде, например, сколько специалистов, столько и мнений по разным юридическим вопросам, их юридическая безграмотность очень мешает и агентам, и их клиентам. В департаменте образования — вечные очереди и отсутствие внятного регламента при принятии решений отделом опеки. Многие намекали на мзду, которую охотно принимают работники этой организации, призванной следить в том числе и за тем, чтобы дети не оставались без крыши над головой.
В ответ на запрос от редакции директор департамента образования Илья ДУБИН ответил, что «на сегодняшний день факты взяточничества в департаменте образования не выявлены». По его мнению, этому очень способствует ФЗ № 273, по которому государственные и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах.
Г-н ДУБИН пообещал также, что в ближайшем будущем в информационно-правовых системах будут размещены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, касающихся выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Что деревенскому хорошо, то городскому пшик
По результатам анкетирования, которое недавно проводил ПФ, 78% женщин хотели направить средства материнского капитала на решение жилищного вопроса, 20% — на образование детей и 2% — на повышение уровня пенсионного обеспечения. Из тех, кто с помощью господдержки якобы решает жилищный вопрос, многие попросту хотят получит наличные, а по всеобщей юридической безграмотности отдают до трети капитала различным посредникам и крючкотворам. Людей можно понять. Это где-нибудь в области на 300 с лишним тысяч можно приобрести что-нибудь пригодное для проживания семьи. В городе же на эти деньги даже существенного улучшения жилищных условий не получишь… Не многие до сих пор могут позволить себе ипотеку. По данным областного пенсионного фонда, на 1 сентября текущего года материнским капиталом для погашения ипотечных кредитов воспользовались всего 3,8 тысячи семей из 35 тысяч, получивших сертификаты.
Вот и пускается «голь» на всякие выдумки…

Мнение
Александр КАЮКИН, директор департамента жилой недвижимости агентства «МИЭЛЬ-Недвижимость»:
— Двое из трех клиентов, приходящих к нам с сертификатом на материнский капитал, хотят его обналичить. Мы убеждаем своих клиентов этого не делать. В результате подобных сделок могут появиться теоретические пострадавшие. Если на сегодняшний день в законах о материнском капитале есть бреши, то со временем их могут законопатить. И где тогда гарантия, что в течение 18 лет у детей, у которых была отчуждена собственность, не возникнут претензии к ее приобретателю? По подобной ситуации срок не определен.
Могу еще сказать, что участие в любой нелегальной схеме – это соучастие в преступлении, которое квалифицируется Уголовным кодексом как мошенничество и предусматривает очень серьезную ответственность.

По материалам http://kvnews.ru/