Борьба с обналичкой

Центробанк предпринял новую попытку борьбы со схемами, активно используемыми предпринимателями для уклонения от уплаты налогов, а также для криминального отмывания доходов. Регулятор опубликовал информационное письмо с рекомендациями банкирам о том, как выявить сомнительные сделки. Комментируя ситуацию, эксперты говорят, что через зарубежные счета проходит около 20% всех сделок по оплате товаров и услуг.

 
Между тем, несколькими днями ранее проблему чёрных схем, реализуемых с помощью банков, поднимал президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, выступая в МГУ. К вышеобозначенным финансовым операциям глава ассоциации «Россия» добавил ещё и обналичивание средств, давно и верно сопутствующее многим бизнес-расчётам.
 
Озвученные им данные – гораздо шире тех, что позволил себе упомянуть в официальном письме регулятор. Впрочем, как и оценка ситуации в целом. Так, по мнению банкиров, от 30 до 50% хозяйственного оборота в стране осуществляется по «серым» схемам, чтобы не платить налоги и минимизировать затраты.
 
В 2007 году, как считается, было обналичено порядка 1 трлн рублей. Данных за более поздние периоды Аксаков не привёл, но выразил опасения по предстоящему 2011 году, когда единый социальный налог будет заменён обязательными страховыми взносами и налоговая нагрузка на предприятия возрастёт. Так что те, кто по окончании 90-х перешел на «белые» схемы работы, вновь могут вернуться к «серым» выплатам.
 
Аксаков считает, что со времён, когда деньги отмывались через казино (под видом крупного выигрыша), банкирами сделано многое для выдавливания преступных схем из банковской сферы. В частности, схем по обналичиванию. Благодаря предпринятым мерам «обналичка» подорожала. Если раньше она обходилась в 1-2% от суммы, то сейчас, по некоторым данным, «комиссия» доходит до 10%.
 
По мнению Аксакова, сейчас «отмывка» и обналичка средств в банках не имеет массового характера и пристальное внимание в борьбе с этим злом надо уделять платёжным терминалам, которые собирают в целом по России до 300 млрд рублей. Такие суммы, ввиду отсутствия строгого контроля (в отличие от банковской системы), можно продавать. Впрочем, как известно, Аксаков – один из сторонников того, чтобы бизнесом по сбору платежей занимались только кредитные организации (не обязательно банки).
 
Если говорить об отмывании средств, то схема, которую в своём информационном письме банкам обозначил ЦБ, судя по всему, одна из самых популярных сейчас. Это – механизм, созданный на базе более простой и давнишней цепочки – переводе средств между специально созданными фирмами-однодневками.
 
В более «совершенной» схеме средства переводятся заграничной фирме, чаще всего в офшор, якобы за какой-то товар, находящийся в России. На заграничный платёж НДС не начисляется. После этого товар якобы продаётся третьему предприятию, уже в России, и числится это как продажа из-за границы (с уплатой НДС). Схема позволяет не только «отмыть» средства, но и получить возврат НДС (18% от суммы сделки). Получив возврат НДС, фирма распадается.
 
Впрочем, сейчас на сделки, связанные с пересечением границы, банковская тайна отменяется, поэтому таких схем и без предупреждения Банка России будет меньше, считают банкиры. Криминальные методики постоянно совершенствуются, и сейчас при «отмывании» средств активно используются схемы, связанные с ценными бумагами, и, видимо, в этом направлении скоро будут сосредоточены новые усилия регуляторов.
 
Суть одной из последних «отмывочных» схем такова: заключается договор со структурой о предстоящем приобретении ценных бумаг по цене выше рынка (это право сторон -  самостоятельно определять цену). Соответственно, оплачивается опцион не сейчас, а в момент покупки - может, через несколько лет. Зато уже сейчас будущий покупатель может получить премию за своё будущее обязательство. Это легальное получение средств, с предъявлением всех официальных документов, всё чаще служит для отмыва преступного капитала, считают банкиры. Из «новинок» также – перечисление средств за якобы ценный патент, хотя то, что запатентовано, никакой интеллектуальной ценности реально не представляет. 
 
В своём письме Центробанк призывает банкиров при подозрениях в отмывании денег немедленно проинформировать о таких операциях Росфинмониторинг. Но Анатолий Аксаков говорит о слабом звене в борьбе с «отмывочными». 500 сотрудников Росфинмониторинга и без того получают до 36 млн сообщений о подозрительных операциях (банки старательно исполняют закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В таком потоке им просто нереально выявить действительно преступные схемы.

По материалам URA.Ru