«Ежики» в «пальто»

На коллегии ГУ Центробанка по Саратовской области Павел Ипатов обвинил чиновничьих жен в обналичивании сотен миллионов рублей.
Ставки сделаны
Жаль, но никаких иных откровений на этом традиционном мероприятии не прозвучало. Как заявил начальник ГУ Центробанка по Саратовской области «главный банкир» Юрий Зеленский, банковская система региона не просто выходит из кризиса, но по некоторым параметрам уже даже превзошла докризисные объемы. Так, достигнуты прежние показатели прироста объема средств на вкладах населения. За прошлый год вклады выросли на 31%, составив 98,4 млрд. рублей. Конечно. Нельзя не отметить, что заманчивые проценты 2009-го года остались в прошлом. Тогда региональные банки, которым федеральное правительство не бросилось на подмогу, начали для пополнения ликвидности привлекать средства физлиц под соблазнительные проценты, а в 2010 ощутимо снизили ставки. Причина этого, в том числе и в том, что в прошлом году четыре раза снижалась ставка рефинансирования, остановившись в итоге на 7,75%. А ставка рефинансирования – достаточно важный регулятор стоимости привлечения и размещения денежных средств на рынке банковских услуг. В тоже время рост вкладов свидетельствует об отложенном спросе и неуверенности населения в иных инструментах инвестирования.

С другой стороны, снижение процентов по кредитам произошло куда менее ощутимое, чем изменение условий по вкладам. Так, средневзвешенная процентная ставка по кредитам в нашей области составила 11,4% против 9,1% в среднем по России. Правда, по словам начальника ГУ Центробанка по Саратовской области Юрия Зеленского, в 10 регионах ПФО тоже средневзвешенная ставка выше среднероссийской. По мнению г-на Зеленского, в регионах с крупной промышленностью и сильной экономикой заемщики могут привлечь финансирование либо от иностранных банков, либо от столичных под более низкий процент, а у нас уровень процентных ставок отражает уровень экономики региона.
Но даже относительно высокая стоимость заемных средств не остановила региональных заемщиков: за прошлый год реальному сектору выдано кредитов на 127 млрд. рублей, что больше докризисных объемов, причем 79 млрд. руб. пришлось на кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кредитов физлицам выдано на сумму 48 млрд. рублей, рост составил 12,2%.
Самый быстрорастущий сегмент кредитов для физиков – ипотечный. За год выдано 4,8 тыс. ипотечных кредитов на сумму 4,9 млрд. рублей, что втрое превысило результаты 2009 года. Активизация рынка банковских услуг позволила кредитным организациям региона получить сальдированную прибыль в сумме 6,5 млрд. рублей, что на 42% больше 2009 года. Этому не помешало даже наличие просроченных долгов. На декабрь 2010-го остаток по просроченным кредитам составил 6,7 млрд.рублей, снизившись за 11 месяцев на 26,4%, уровень просроченной составил 5,4% от всей задолженности. Более половины неплательщиков – юридические лица.
Хорошо знакомое старое
Впрочем, тема просрочек явно потеряла актуальность. Зато на первый план вышли два хорошо знакомых по докризисному времени вопроса: абсорбция денежной массы и борьба с обналичиванием. Сколько бы ни говорили нам, что инфляция в прошлом году составила всего-то 8,8%, но денежная масса в обороте выросла на 20,7%. Для абсорбции излишней ликвидности региональные банки отправили на хранение на депозиты ГУ ЦБ 5,1 млрд. рублей, а всего общий объем размещенных банками региона средств в депозиты Банка России достиг 34,8 млрд. руб. Обналичка неправедно нажитых денег тоже не стояла на месте. С одной стороны, растущее взаимодействие банкиров с налоговой службой позволяет кредитным учреждениям оперативно получать информацию о клиентах и составлять хотя приблизительное представление об их законопослушности, а с другой стороны, права отказать клиенту в открытии счета банк по закону не имеет права. Единственный выход – оперативно сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях. В прошлом году наши банки отправили в Росфинмониторинг 27,5 тыс. таких сообщений. Но, как сообщил на коллегии председатель правления ЗАО «Экономбанк» Александр Суслов, за год со всей страны в эту организацию поступает порядка 6 миллионов сообщений, по которым в прошлом году было возбуждено всего 2 тысячи уголовных дел. Видя столь незначительный эффект, г-н Суслов предложил создать в области постоянно действующую группу по борьбе с «бабочками», ежиками», «мартышками» и «пальто». Так на жаргоне называют фирмы – однодневки, через счета которых проводятся сомнительные операции.
- Хотя мы добросовестно информируем Росфинмониторинг, подозрительные компании успевают все сделать и закрыть счета, пока ведомство начинает реагировать,- пояснил г-н Суслов.
По сведениям банкира, в Москве обналичивается по 500 миллионов рублей. Ежедневно! Но сегодня законодатели так и не могут решить вопрос: дать ли банкам право отказывать в открытии счетов на основе мотивированных суждений или все же соблюдать законные права клиентов банковской системы?
Реакция Павла Ипатова, принявшего участие в работе коллегии, была спонтанной. Предложение о создании группы быстрого реагирования для борьбы с «помойками» вызвало у губернатора вопрос, почему банкир не верит коллегам, силовикам и Росфинмониторингу. А затем, убедившись в исключительном служебном рвении г-на Суслова, доверительно сообщил аудитории, что жены некоторых чиновников в нашей области обналичивают сотни миллионов рублей! Увы, эту заманчивую тему глава губернии так и не продолжил…

По материалам sarinform.ru